Контрольная работа (6 семестр)



Контрольная работа

по дисциплине «Современный русский язык» (раздел «Синтаксис»)

для студентов 3 курса

(направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование», профиль Литература)

 

 

Вариант 1

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

В правом кармане. Шесть часов вечера. Необыкновенно красивый. Вернувшись с работы. Злой от природы.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) А вокруг становилось все тише. (2) В каждом доме готовятся к Пасхе. (3) Узнать бы о нем побольше.

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (см. схему разбора).

(1) Ну и гроза прошла сегодня над нами! (2) Разве таким он мечтал вернуться в Москву?

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

подчеркните грамматическую основу в каждой части сложного предложения;

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

если в составе сложного предложения есть придаточное, определите его тип: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки);

составьте схему данного предложения;

объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатками – и мне велели надеть курточку с продранными локтями (И. Шмелёв). (2) Вы замечали, наверно: идёшь по лесу – свет! (В. Песков). (3) Крылены ставят одну возле другой плотно, крыло с крылом, наблюдая, чтоб одна крылена стояла по течению, или ходу, воды, а другая – напротив, очевидно с тою целью, чтобы рыба – вперед ли, назад ли идет она – попадала в расставленные снасти (С. Аксаков).

 

 

 

Вариант 2

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

По железной крыше. Забарабанил по стеклам. Звук флейты. Гуляли ночью. Несколько человек.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) А за водой здесь ходят за две версты, на речку. (2) Зима. Морозит (3) Не упусти своего счастья.

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (схему разбора см. в приложении к контрольной работе).

(1) Видно было отражение наших цветных фонарей в пене вздымающихся до высоты палубы волн. (2) Над Москва-рекой стоял туман.

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

подчеркните грамматическую основу в каждой части сложного предложения;

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

если в составе сложного предложения есть придаточное, определите его тип: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки);

составьте схему данного предложения;

объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) Среди «передовых» писателей была у нас тогда мода одеваться безобразно, дабы видом своим отрицать буржуазность (Б. Зайцев). (2) К одиннадцати часам все смолкает; ни огонька во всем Заречье, везде спят, и только собаки бесшумно снуют по пустынным улицам (В. Вересаев). (3) Сашка хотел добавить, что ему совсем не хочется спать, но не успел, так как заснул с такой быстротой, точно пошел ко дну глубокой и быстрой реки (Л. Андреев).

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

Прозрачно-невесомые облака. Тяжело стонал. При свете дня. Выйдя из вагона. Нарочито медленно.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) На Володьку смотрели с сочувствием. (2) Утром иду на работу. (3) Ни лесинки, ни кустика.

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (схему разбора см. в приложении к контрольной работе).

(1) Впереди, примерно в полутора километрах, маленькими темными пирамидками виднелись хаты какого-то села. (2) Ошибаться мне нельзя.

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

у сложноподчиненных предложений определите тип придаточного: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки).

составьте схему данного предложения;

объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) Всё залило, мосты разнесло (А. Чехов). (2) Прежде мать Петруху своего никогда не вспоминала, как бы выкинув его из сердца, его родня не признавала меня за свою кровь, и я жил на белом свете случайно, по воле каприза судьбы (В. Личутин). (3) Он уверяет, что было очень страшно, и что эта атака кончилась бы паническим бегством, если бы знали, в каком направлении бежать (Л. Андреев).

 

 

 

Вариант 4

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

С тяжелыми мешками. За углом дома. Протянулся сквозь сад. Живущие в Берлине. Очень храбрый.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) Плывём. Ни шороха, ни звука. Тишина (А. Апухтин). (2) В деревне наигрывали на гармонике.

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (схему разбора см. в приложении к контрольной работе).

(1) За всю свою жизнь не припомню я такой осени. (2) Курить начал лет с пятнадцати.

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

у сложноподчиненных предложений определите тип придаточного: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки).

составьте схему данного предложения;

объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) От Троицы пришлось ехать по старой глинистой дороге: шоссе ещё только прокладывали (В. Лакшин). (2) В юности, во время приездов к тетке в имение, Прозорову хотелось думать, что камни рождаются от чего-то, растут, но растут не днём, а лишь по ночам (В. Белов). Но о том, что случилось на самом деле, бедный Меценат и не догадывался и не мог бы догадаться, если бы ему дали на догадки три года сроку (А. Аверченко).

 

 

 

Вариант 5

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

Стог сена. Шляпа с цветком. На восьмом этаже. Загоревший на солнце. Мчится вдаль.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) Бесконечная россыпь свежих лобастых пней (Ф. Абрамов). (3) Не повременить ли? (2) В колодцах нет уже ни капли воды.

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (схему разбора см. в приложении к контрольной работе).

(1) Княжна, можете ли выслушать меня? (2) Переливисто раскатывается эхо над проснувшейся Волгой.

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

у сложноподчиненных предложений определите тип придаточного: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки).

составьте схему данного предложения; объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) Сашка сурово задвигал бровями и осторожно, чтобы не потревожить тяжелую, дрожащую руку, сковырнул с глаза слезинку (Л. Андреев). (2) Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света (И. Шмелев). (3) Ужасно, что быть несчастным легко; счастье же, как все прекрасное, даётся с трудом (Л. Гинзбург).

 

 

 

Вариант 6

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

Предрасположен к простуде. У трех столбов. Кованый сундук. Думает о чем-нибудь. Незаметно проскользнул.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) В Васюках надо устроить международный шахматный турнир (И. Ильф, Е. Петров). (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики. (3) Не могу молчать.

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (схему разбора см. в приложении к контрольной работе).

(1) Может быть, это и послужило всему первоначальной причиной. (2) К рассвету позади осталось более ста пятидесяти километров.

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

у сложноподчиненных предложений определите тип придаточного: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки).

составьте схему данного предложения; объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) Сколько раз я ловил себя на том, что тупо таращусь на узкую полосу, принимая её порой то за черту морского горизонта, то за воплощение чистого небытия (И. Бродский). (2) И ошибиться нельзя, а посоветоваться для уверенности – не с кем (В. Богомолов). (3) На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд (И. Бунин).

 

 

Вариант 7

1. В приведённых словосочетаниях:

отметьте главный и зависимый компоненты (задайте смысловой вопрос от главного слова к зависимому),

укажите, словами каких частей речи они выражены,

определите способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание).

Что-то замысловатое. Разговор о делах. Третий справа. На одной ноге. Сообщили по телефону.

2. Выполните частичный анализ следующих односоставных предложений:

найдите главный член в их составе, определите способ его выражения (какой частью речи, в какой форме / сочетанием слов каких частей речи, в какой форме);

назовите тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное (= назывное).

(1) На ранних стихах его легко заметить влияние Брюсова. (2) Тьма теплой августовской ночи. (3) Не купить мне избу над оврагом / И цветы не выращивать мне (Н. Рубцов).

3. Выполните синтаксический разбор простых предложений (схему разбора см. в приложении к контрольной работе).

(1) Витька будет его снова просить прийти домой. (2) Сколько лишних километров отмеришь, обходя в темноте топи, болота, низины! (Д. Зуев).

4. Выполните частичный анализ следующих сложных предложений:

определите тип сложного предложения по количеству предикативных частей: ▪ минимальной конструкции (= двучленное) или ▪ многочленное (т.е. объединяет 3 и более предикативные части);

определите тип сложного предложения по характеру синтаксической связи частей: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП), сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи (с сочинительной и подчинительной; с бессоюзной и сочинительной; с бессоюзной, сочинительной и подчинительной и т.д.);

у сложноподчиненных предложений определите тип придаточного: присубстантивно-атрибутивное (= определительное); изъяснительно-объектное (=дополнительное); обстоятельственное со значением времени, сравнения, образа действия; обстоятельственное со значением обусловленности (условия, причины, следствия, уступки).

составьте схему данного предложения; объясните постановку знаков препинания, отметьте случаи авторской пунктуации (если есть).

(1) История новой русской драмы, если можно говорить об истории русской драмы вообще, открывается произведением, которому суждено было и в свое время, да и теперь стоять совершенно особняком (И. Анненский). (2) Бывает, усталый где-нибудь присядешь на опушке леса и влюбишься в какой-нибудь простейший цветок вроде полевой незабудки и думаешь, что никакой человек не создавал и не создаст такой живой красоты (М. Пришвин). (3) Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и – вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу (В. Короленко).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>